ПРЕДИСЛОВИЕ К ПРАЗДНИКУ: КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ (газета «Красноярский Рабочий» 08 августа 2014 г.)

В воскресенье, 10 августа, красноярские строители будут отмечать свой профессиональный праздник. Ну а сегодня мы публикуем небольшой отрывок из воспоминаний легендарного начальника Главкрасноярскстроя Владимира Петровича Абовского о том, как и по каким принципам формировался прославленный строительный комплекс нашего региона.

В августе 1960 года председатель Красноярского совнархоза П. Ф. Ломако предложил мне возглавить управление строительства СНХ в качестве главного инженера. Объём работ предполагался ошеломляющий, но сдерживали разношёрстность трестов по объёму, специализации, разному уровню работы руководителей и инженерных служб, которые не были готовы ответить на вызов того времени. Прежний главный инженер управления строительством А. Л. Морской был хорошим организатором, способным удерживать сложившийся уровень. Его главный метод - проведение планёрок на объектах. Его технические помощники - опытные аналитики, которые сидели в кабинетах и редко бывали на стройках.

Выяснилось, что общей точки зрения на развитие отрасли в крае не было. У каждого руководителя имелись свои предложения, но на просьбу дать оценку влияния предлагаемых ими мероприятий на общую ситуацию, вразумительных ответов мы не получили. И в том не было вины руководителей. К примеру, трест "Леспромстрой" длительное время находился в подчинении у лесников, "Шахтострой" - у угольщиков, "Ачинскалюминстрой" - у "цветников", сельскохозяйственные стройки - у крайисполкома. Естественно, общей политики не было. Многие "варились в собственном соку". Кроме этого, предстояло изучить технологии создаваемых промышленных предприятий. Ибо строить заводы, не зная особенностей производства, невозможно. Требовались срочные комплексные меры, проведение которых должно было идти параллельно с завоеванием доверия у руководителей, имеющих большой опыт работы.
Механовооружённость трестов была на низком уровне. Башенные краны, экскаваторы, бульдозеры являлись тогда редкостью в наших трестах. Производственные базы у них отсутствовали. В некоторых были лишь небольшие мастерские.

Построенная правобережным трестом N 47 в 1955-1956 годах производственная база у него была отобрана и передана в управление промышленности строительных материалов, организованное на базе маломощных кирпичных заводов и гравийно-песчаных карьеров. Это было ошибкой: база, рассчитанная на один трест, стала снабжать всех. В управлении промстройматериалов отсутствовали даже специалисты по производству сборного железобетона. Работать предприятия базы были вынуждены на давальческом сырье, то есть строители передавали материалы под заказ.

Как главный инженер этого треста, я категорически возражал против такого решения. Со мной не сразу согласились, даже обвинили в местничестве. Но вскоре мой непосредственный начальник М. Д. Воробиевский убедился сам и убедил председателя совнархоза в допущенной ошибке, и заводы сборного железобетона были возвращены строителям. Совнархоз совместно с крайкомом КПСС предпринимал активные действия по определению задач использования возможностей края, по наращиванию его потенциала. Строители работали при этом в условиях неопределённости, почти всегда начиная "на голом месте".

По праву их называли тогда романтиками. Но именно на плечи строителей ложились все бездумно создаваемые трудности. К сожалению, Госплан СССР практически не уделял внимания планированию собственно нашей отрасли, его "задачей" было включить "строчку" в план. Сфера строительных материалов развивалась с большим отставанием и по традиционным направлениям. Бывая на стройках за рубежом, мы с завистью смотрели на новые строительные материалы. И только в конце 70-х и начале 80-х годов в некоторых особых регионах (прежде всего в Москве) начали сооружаться одиночные производственные мощности по выпуску отделочных материалов.

У нашего нового главка были и свои трудности: огромная территория, отсутствие транспортных путей, неосвоенные пространства и в какой-то степени "плановый хаос". После осмысливания задач, обсуждения их с руководством главка Б. М. Зверевым и М. Д. Воробиевским, мы представили свой план П. Ф. Ломако и первому секретарю крайкома А. А. Кокареву, получив их одобрение. Большим подспорьем стал переход "инженерной команды" треста N 47 на основные должности в наше управление: это Л. А. Батухтин, С. А. Авраменко, М. А. Глейзер и другие.

Срочно начали формировать научно-исследовательскую лабораторию численностью в 60 человек. Отбор - по конкурсу. Главными требованиями к соискателям были понимание сложности задач, нестандартный подход к решению проблем, постоянный поиск перемен, способность постоянно учиться, познавать новое, целеустремлённость, дисциплинированность, терпимость, контактность. Пришли даже к необходимости разработки "корпоративной конституции", нацеленной на максимально возможное снижение внешних факторов и использование резервов. В основу было положено воспитание кадрового состава руководителей всех уровней из "доморощенных" специалистов, адаптированных к местным условиям, готовых к новациям, способных идти на разумный производственный риск, не пасовать перед трудностями, умеющих строить взаимоотношения со значительным количеством соисполнителей и заказчиками. А главное, быть единомышленниками. Вот лишь несколько примеров того, как мы учились работать.

В тресте N 47 неформальное объединение инженеров провело корректировку проекта кордного производства на заводе искусственного волокна на основе использования крупноразмерных, предварительно напряжённых железобетонных элементов, значительно улучшив объёмно-планировочные решения, долговечность. Сроки работ были сокращены на 25 процентов.
Затем, используя новые знания, мы приняли участие во всесоюзном конкурсе по устройству покрытия корпуса второго ткацкого производства (пролёт - 75 метров). Был устроен волнистый свод с передачей распора на покрытие подкрылков (пристроек к корпусу), применён новый материал - армоцемент.

В 1957-1962 годах прошёл эксперимент: Красноярский шинный завод был возведён из крупноразмерных, сборных, предварительно напряжённых конструкций, впервые осваиваемых в стране. Появилась возможность перехода на полносборное строительство промышленных объектов. Уже в тресте "Красноярскалюминстрой" в 1964-1966 годах было организовано поточное строительство корпусов алюминиевого завода с постоянным совершенствованием конструктивных решений и использованием новой системы управления.

Наконец, трест "Красноярскжилстрой" в 1958-1960 годах создал монтажный поток по возведению жилых домов из крупнопанельных элементов, что обеспечило перевод на этот метод 90 процентов возводимых домов. На заводе "Культбытстрой" в 1964 году было создано неформальное объединение с Гражданпроектом и строителями, которое разработало проект полносборного детсада на 140 мест, а затем построило его. Во всех подразделениях нашего главка постепенно были скомплектованы "инженерные команды". Сформировалась структура отделов подготовки производства и использования, а также создания собственных новых знаний. По всей системе был введён инженерный день, который проводили главные инженеры в своих подразделениях и начальник всего главка.

Родился трест "Оргтехстрой" с численностью более 700 высококвалифицированных специалистов. Их главной задачей являлось совершенствование отрасли, системы управления, использования экономико-математических методов и многое другое.

В то время красноярские строители оправдывали свой девиз "Быть всегда на шаг впереди других". Подтверждением этому стали проведённая в 1956 году Минстроем СССР конференция строителей Урала и Сибири по внедрению сборного, предварительно напряжённого железобетона на стройках Красноярского края. А уже в 1975 году Госстрой СССР, совместно с нашими инженерами, организовал Всесоюзный семинар-совещание "Использование экономико-математических методов управления на стройках Главкрасноярскстроя".

В начале 1980 года группа учёных Сибирского отделения Академии наук СССР во главе с академиком А. Б. Аганбегяном посетила стройку "Крастяжмаша". Вот их оценка: "В созвездии многих строек страны, более известных, более крупных, эта остаётся звездой первой величины".

Красноярцы стали лауреатами Государственной премии за разработку и внедрение пространственных конструкций, премий Совета Министров СССР за скоростное строительство корпусов электролиза алюминиевого завода, за создание корпуса "алюминия высокой чистоты", за разработку и внедрение новых серий жилых домов, за создание узлового метода управления строительством при возведении крупных промышленных комплексов.
Более тысячи строителей и монтажников отмечены правительственными наградами, в том числе пятерым было присвоено звание "Герой Социалистического Труда".

***
ОТ РЕДАКЦИИ. В 2013 году Владимира Петровича Абовского не стало, однако, на наш взгляд, его воспоминания, а самое главное, методы его работы остаются актуальными для нашего края и его руководителей и сегодня. Как строить комплексно, как преодолевать огромные расстояния и непроходимую тайгу, как внедрять новейшие достижения науки и инженерной мысли, как опережать своё время - всё это красноярские строители умели делать очень хорошо. Поздравляем ветеранов отрасли с профессиональным праздником!

(Материал подготовлен к печати Еленой Абовской).